16.12.11 11:12 |
«Ходить» по врачам будет информация, а не пациент |
Информационно-коммуникационные технологии сегодня активно внедряются в систему здравоохранения города Астрахани. Проект «Электронная регистратура» реализуется во всех муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Ежедневно дистанционно к врачу или на диагностическое исследование записывается более 20 тысяч астраханцев. С помощью «Электронной регистратуры» удалось полностью избавиться от очередей в поликлиниках города, а также предоставить пациентам возможность потратить на запись к врачу не более минуты.
Однако главное условие информатизации здравоохранения в муниципалитете — это системность. В Астрахани заработала информационная система «Центральный архив медицинских изображений» (ЦАМИ). В настоящий момент в единую сеть уже объединены 5 флюорографов городских поликлиник и больниц.
ЦАМИ — это единое централизованное хранилище медицинских изображений, полученных с диагностических аппаратов подключённых ЛПУ региона. Система позволяет осуществлять оперативный обмен изображениями между всеми участниками лечебно-диагностического процесса. Единый электронный архив предназначен для долговременного хранения, передачи и дальнейшего использования в масштабах Астрахани электронных изображений медицинских исследований: снимков и видеозаписей УЗИ, рентгена, магнитно-резонансной, компьютерной томографии и т.д.
В будущем с помощью предлагаемых инструментов меню врач сможет регулировать контрастность изображения, увеличить снимок полностью или отдельные его фрагменты, сделать необходимые замеры. Возможна будет также распечатка снимка и запись на другой носитель, а также, в случае необходимости, осуществление консультации с другими специалистами в режиме онлайн. То есть пациент, где бы он ни находился, сможет получить квалифицированную медицинскую помощь. У каждого врача будет персональный доступ к архиву.
В созданной электронной медицинской карте пациента со временем, таким образом, сосредотачиваются все изображения, результаты исследований и другие медицинские данные. Поэтому у лечащего врача появляется возможность сравнить новый снимок с предыдущими, проследить динамику и историю исследований.
Немаловажен тот факт, что, благодаря бесплёночной технологии, значительно снизится стоимость диагностики, а также уменьшится объём дорогостоящих повторных исследований. Внедрение в каждом лечебно-профилактическом учреждении системы централизованного архива медицинских изображений обеспечит доступность квалифицированных консультаций для жителей, позволит повысить профессиональный уровень рентгенологов, а также сможет помочь в решении вопроса дефицита кадров. Планируется, что работа по созданию архива будет завершена уже к концу первого полугодия будущего года.
Настанет ли то время, когда пациенту для консультации не придётся годами хранить свои снимки и носить свою медицинскую амбулаторную карту из кабинета в кабинет? На этот вопрос можно ответить уверенно — да. Благодаря крупномасштабному проекту мэрии по информатизации, подразумевающему оснащение всех врачей персональными компьютерами, объединёнными в единую сеть и работающими в целостной информационной системе, с внедрением электронной амбулаторно-поликлинической карты пациента дело идёт к тому, что «ходить» по врачам будет информация, а не пациент. Пока это происходит внутри отдельных учреждений, поскольку масштабное внедрение требует времени. В результате реализации всех ИТ-решений врачи города Астрахани будут работать в едином информационном поле, когда информация о больном будет доступна для разных специалистов с разных учреждений здравоохранения. В 2011 году в рамках ведомственной целевой программы «Информатизация здравоохранения города Астрахани на 2011 — 2012 гг.» уже закуплено 300 оборудованных рабочих мест специалистов и установлено 7 серверов.
Сегодня электронная амбулаторная карта больного уже доступна для просмотра большинству горожан на сайте проекта «Электронная регистратура». Недавно в приёмную комитета по здравоохранению поступила жалоба одной из пациенток по поводу наличия в её карте записи участкового врача в нерабочее время: 22.00. Этот факт объясняется тем, что большинство специалистов осуществляют записи в карте после рабочего дня из-за нехватки времени. Это не является нарушением прав пациентов. Электронная карта позволяет отследить время записи, сделанной врачом, и полностью контролировать все манипуляции, производимые с картой. В будущем в неё будут поступать все результаты лабораторных и других исследований. Таким образом, ходит человек по специалистам, а вместе с ним и информационный поток.
Информационная система в электронном виде не отменяет при этом бумажную историю болезни. Этот документ должен храниться в учреждениях определённый период даже после смерти пациента. Поэтому наряду с электронной существует и бумажная версия медицинской карты больного. Однако изменения претерпела и сама карта: сегодня она распечатывается напрямую из медицинской информационной системы. Естественно все эти проекты требуют больших ресурсов: нужна и локальная сеть, и оргтехника, и программные продукты. Такими ресурсами за счёт средств мэрии обеспечены все муниципальные лечебно-профилактические учреждения города.
Ещё один этап информатизации, который упростит внедрение электронной амбулаторной карты пациента, к тому же отменяющий кипу документов, которые пациент должен носить с собой при походе в поликлинику, — универсальная электронная карта (УЭК). Она станет ключом доступа к медицинской карте и записям в ней как для врачей, так и для пациентов. Уже сегодня регистратуры всех городских поликлиник оснащены картридерами для считывания информации с таких карт. В итоге на поиск нужной карты пациента будет затрачено меньше минуты.
Таким образом, будет реализован проект по полному информационному сопровождению процесса лечения — от ведения информации по движению пациента до предоставления мгновенного доступа к документам электронной истории болезни. А значит «ходить» по врачам будет информация, а не пациент.
Источник:
http://astrobl.ru