Самарская
Курсы валют: USD ЦБ РФ на 29/03: 92,2628 EUR ЦБ РФ на 29/03: 99,7057
Найти на сайте:

Клик по карте
В Самаре разрабатывают высокоэффективные материалы для аэрокосмической техники
21.06.20 7:07

В Самаре разрабатывают высокоэффективные материалы для аэрокосмической техники

Ученые из России, Франции и Японии проведут на базе Самарского университета им. Королёва теоретические и экспериментальные исследования по созданию технологии производства новых высокоэффективных биметаллических материалов для аэрокосмической техники, которые смогут выдерживать значительные механические нагрузки и экстремальные перепады температур с разницей в несколько сотен градусов.

Биметаллические, то есть, состоящие из двух металлов, материалы давно применяются при изготовлении авиационной и космической техники, так как зачастую обычные сплавы не обеспечивают необходимой гаммы свойств. Биметаллы же позволяют объединить преимущества разных материалов, увеличивая надежность, износостойкость и долговечность. Использование биметаллических материалов, например, из стали и алюминия, позволяет добиться необходимых прочностных характеристик, уменьшив при этом вес деталей и конструкций, соответственно увеличивая при этом грузоподъемность и топливную эффективность самолета или ракеты-носителя.

Однако, как отмечают самарские ученые, при создании биметаллических материалов по существующим технологиям прочность соединения разнородных слоев в большинстве случаев недостаточна. При этом у разных металлов отличаются теплофизические свойства, и при больших перепадах внешних температур (например, в космосе - от -200°С до +200°С и выше) возникает опасность межслойного разрушения многослойного материала. Ученые трех стран в рамках полученного гранта планируют разработать научные основы новой технологии и экспериментально получить слоистый функциональный высокоградиентный материал (ФВГМ), который будет обладать повышенным сопротивлением межслойному разрушению.

"Очень важно, чтобы используемые в аэрокосмической технике материалы были термически стабильными, чтобы они не расширялись при высоких температурах. Этого можно добиться, если брать разные материалы с разными коэффициентами линейного расширения и чередовать их в многослойной конструкции: когда один слой расширяется, другой – сжимается, а во всем объеме - не происходит никаких изменений. Обычно биметаллические материалы производят способом прокатки - за счет большого давления происходит фактически сварка поверхностей металлов. Мы предлагаем новый метод - с использованием аддитивных технологий”, - рассказал заведующий кафедрой обработки металлов давлением Самарского университета, академик РАН Федор Гречников.

Ученые предлагают наносить с помощью аддитивных технологий слои металлопорошковой композиции на подложки из листового проката, создавая при этом на поверхностях особый микро- и макрорельеф, который позволит практически на порядок увеличить площадь контакта соединяемых слоев и даже образовывать механические неразъемные соединения в виде микрозамков. Полученный в результате композиционный "пирог" планируется затем дополнительно обрабатывать давлением, например, прокатывать, чтобы получить высокопрочное соединение слоев металлов. "Данная задача требует значительной теоретической и экспериментальной проработки, поэтому первоначально будут разработаны математические модели и цифровые двойники ФВГМ, с помощью которых будут рассчитываться и прогнозироваться свойства нового материала", - отметил заведующий кафедрой технологии производства двигателей Александр Хаймович.

TLTnews.ru


Еще новости:

25.03.2024  Самарская область и VK будут развивать туризм с помощью ИИ
21.03.2024  Бизнес Самарской области поддержали на 53,4 миллиарда рублей
19.03.2024  В регионе запустят завод по производству капсул для лекарств
11.03.2024  Жительница Самары за месяц перевела мошенникам 5 миллионов рублей
06.03.2024  Ежемесячную выплату из материнского капитала получают более 5 тысяч самарских семей
04.03.2024  Служба занятости помогает раскрывать профессиональный потенциал молодым кадрам
01.03.2024  В Самарской области отремонтируют дороги, ведущие к спортивным учреждениям

Возврат к списку