Об этом стало известно на VII инфраструктурном конгрессе "Российская неделя ГЧП-2020", который состоялся в понедельник, 28 сентября, в Москве. Поделиться успешным опытом по реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства на конгресс приехала делегация Самарской области во главе с губернатором Дмитрием Азаровым.
"То, что реализация проектов на основе механизмов ГЧП очень перспективное направление, мы поняли несколько лет назад и настойчиво им занимаемся, – подчеркнул Дмитрий Азаров. – Мы на протяжении ряда лет входим в лидирующую группу. То, что сейчас стали абсолютными лидерами – не столь важно по сравнению с тем, что мы каждый год, последовательно занимаясь этими вопросами, действительно достигали эффективности. Это еще раз подтверждает верность выбранного курса, Стратегии лидерства Самарской области, лидерства по всем направлениям, и ГЧП здесь – не исключение".
Что же касается работы с бизнесом, руководитель области рассказал, что региональная команда начинала с реализации небольших проектов на основе механизмов ГЧП в сфере здравоохранения и ЖКХ, а сейчас перешла к масштабным проектам в сфере транспортной и инженерной инфраструктуры. Дмитрий Азаров отметил, что при работе с частными инвестициями регион уделяет особое внимание двум критериям: "Во-первых, мы помним, что ресурс всегда ограничен, денег не бывает много, и нужно думать, как на каждый бюджетный рубль привлечь внебюджетные инвестиции. Во-вторых, надо рассматривать возможность применения бизнес-модели управления к государственным проектам. Это, как правило, оказывается гораздо эффективнее, чем ГУПы, МУПы или другие структуры. По крайней мере, на региональном уровне".
Самый амбициозный и капиталоемкий проект, который на данный момент реализует самарская губерния на основе ГЧП, – строительство мостового перехода через Волгу с обходом Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М-5 "Урал". Проект входит в международный транспортный коридор "Европа – Западный Китай" и является самым крупным инфраструктурным проектом в стране, который реализуется с применением частных средств. Его реализация принесет колоссальный экономический эффект не только для региона, но и в целом для страны. Об этом говорил и Владимир Путин на встрече с членами Совета Федерации, которая состоялась 23 сентября.
"Мы пришли с этой идеей в министерство транспорта РФ, когда нам удалось доказать оптимальность прохождения международного транспортного коридора через территорию Самарской области, поговорили с министром Евгением Ивановичем Дитрихом и поняли, что денег на весь проект не хватает, – рассказал Дмитрий Азаров. – Мы не стали ждать, появятся средства на реализацию проекта в полном объеме в федеральном бюджете или нет, а пошли на опережение. Поняли, какой объем средств может быть предоставлен, начали искать частных партнеров".
Активная работа по поиску партнеров принесла свои плоды: 16 октября 2019 года в Екатеринбурге на международной специализированной выставке "Дорога-2019" в присутствии Председателя Правительства РФ между Правительством региона и концессионером было заключено соглашение о строительстве обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу. Первые предстроительные работы на объекте стартовали уже через месяц, сейчас возведение идет полным ходом.
"Ни на один день стройка не останавливалась в период пандемии. Мы создали условия для работы мостоотрядов, которые добиваются результата и в эти непростые времена", – добавил Дмитрий Азаров.
Еще один проект, о реализации которого рассказал Дмитрий Азаров участникам сессии, – строительство и эксплуатация железнодорожных путей для обеспечения деятельности ОЭЗ "Тольятти", который Правительство Самарской области реализует совместно с ОАО "РЖД". Соглашение о реализации проекта было подписано в прошлом году на "Российской неделе ГЧП".
Уникальность проекта заключается в том, что инфраструктура создается под конкретные инвестиционные проекты резидентов ОЭЗ "Тольятти". К примеру, создание новой железнодорожной ветки позволило заключить соглашение с магнитогорским металлургическим комбинатом о строительстве в ОЭЗ логистического центра. "Получив эту железнодорожную ветку, мы "подтягиваем" уже и другие крупнотоннажные производства, в том числе, рассчитываем подписать соглашение по открытию производства керамогранита", – добавил Дмитрий Азаров.
Также руководитель области рассказал, что сейчас совместно с ОАО "РЖД" реализуется проект по организации скоростного пассажирского железнодорожного сообщения по маршруту Новокуйбышевск – Самара – аэропорт Курумоч – Тольятти.
"Фактически, двухядерная Самарско-Тольяттинская агломерация – крупнейшая нестоличная агломерация в стране, и как только этот транспортный каркас в виде скоростного железнодорожного сообщения появляется, Самара и Тольятти выйдут на другую синергию экономики, другой уровень социально-экономического развития в целом", – пояснил Дмитрий Азаров.
Подводя итоги выступления, Дмитрий Азаров акцентировал внимание на том, что включение механизмов ГЧП в нацпроекты даст серьезный импульс развития стране.
"Мы это предлагали год назад на совещании в Правительстве РФ и последовательно эту позицию отстаиваем, – отметил губернатор. – В строительстве детских садов, частных школ, социальных объектов, в том числе для людей старшего поколения, спортивных объектов мы имеем колоссальный потенциал совместной работы с бизнесом, реализации ГЧП, если сможем направить средства нацпроектов. Считаю это крайне актуальной задачей".
Завершила пленарную сессию торжественная церемония награждения национальной премии в сфере инфраструктуры "РОСИНФРА". В этом году на получение премии претендовали 107 участников по различным номинациям. Самарская область участвовала в конкурсе с проектом "Строительство обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу" и, обойдя несколько десятков конкурентов, стала победителем в номинации "Лучший ГЧП-проект в сфере автомобильных дорог".
"Сегодня мы получили высокую оценку – лучший проект ГЧП в стране. Награду получили – и забываем об этом, дальше нужно думать о том, какие новые проекты будут появляться на территории Самарской области", – отметил Дмитрий Азаров после церемонии награждения.
Наша губерния не в первый раз становится лауреатом премии: в 2018 году Самарская область была отмечена в номинации "Квалифицированный заказчик" за стабильную эффективную проектную работу и управление инвестиционным портфелем региона.
TLTnews.ru
|